Блог

«Манипулируй, подталкивай, управляй!» или как можно подтолкнуть клиента к нужному выбору

Иметь власть и уметь управлять людьми — своего рода суперсила, о которой мечтает любой бизнесмен, потирая потные от предвкушения ладошки. Конечно же, в буквальном смысле это, скорее, из разряда фантастики. Однако, подтолкнуть выбирающего человека к нужному тебе результату всё-таки можно. Сегодня я расскажу тебе о прайминге.

Как обычно, попробую объяснить сложное понятие — простыми словами.


Если два события идут одно за другим, то очень велика вероятность, что первое событие окажет воздействие на второе событие, даже если они вообще не связаны между собой. Вот это и есть «прайминг».

Сколько стоит игрушка?


Давай я приведу пример и заодно расскажу один из самых известных экспериментов в сфере прайминга: людей просили написать последние две цифры номера своего паспорта или кредитной карты на бумаге. После этого показывали какой-то товар (игрушку, прибор и всё в таком ключе) и просили определить его примерную стоимость, по которой он продается в магазине.


Как оказалось, люди чаще всего называли цену товара, совпадающую с предыдущими цифрами, которые они записали на бумаге до этого. То есть те, у кого последние цифры на бумаге были, например, 15 — считали, что игрушечный медвежонок стоит ровно 15 долларов, а те, у кого было записано число 9, уверенно говорили, что цена медвежонка не более 9 долларов.

Влияем на самочувствие


Вот ещё пример. Две группы испытуемых. Каждого человека из этих групп просят вставить пропущенные слова в предложения. Однако первой группе показывают предложения со словами «старик», «старость», «дряхлый», «трость» и т. д. А второй группе — нейтральные слова.

Так первая группа дополняла предложения «Старик переходит улицу по пешеходному ___________», а вторая группа — «Мужчина переходит улицу по пешеходному ___________». Или, допустим, «Пассажир забыл в ___________ метро свою трость», а второй группе предлагали дополнить предложение «Пассажир забыл в ___________ метро свой зонт».

В результате, после эксперимента, первая группа шла до двери гораздо медленнее, чем участники из второй группы. Хотя до начала эксперимента они двигались с примерно одинаковой скоростью.

Влияем на внимание


Допустим, по телевизору ты смотришь выступление политика. Если перед этим ты смотрел передачу про экономику, гораздо больше внимания в выступлении ты будешь уделять именно экономическим моментам. Если смотрел криминальную хронику, то в центре внимания будут моменты, связанные с законодательством.

Точно так же можно показать человеку картину и предварительно поговорить о синих бабочках или о красных яблоках. После синих бабочек, человек будет замечать больше синих элементов на картинке. А после красных яблок — во внимании будут преобладать красные элементы.

— Ну всё! Безграничная власть, я идуууу!


На самом деле нет. Прайминг не может заставить делать человека то, что он не хочет. Однако, с помощью него действительно можно склонить чашу весов в ту или иную сторону, при выборе между, А и Б. Причем оба варианты должны быть абсолютно естественны для человека:

  • «купить девушке цветы или шоколад?»
  • «идти по супермаркету быстро или медленно?»
  • «выбрать на вечер бутылочку красного или белого вина?»


Другими словами, человека можно подтолкнуть в нужную сторону. Примеров прайминга можно привести очень и очень много. Ну вот еще несколько примеров, с которыми ты точно сталкивался, но даже не подозревал, что это прайминг:

  • в фаст-фудах, обычно, играет ритмичная быстрая музыка, чтобы ускорить тебя и заставить поскорее поесть и уйти (чтобы освободить место для следующего клиента);
  • в супермаркетах, наоборот, играет неторопливая музыка, которая располагает тебя ходить медленнее, чтобы ты заметил как можно больше интересных товаров;
  • а запах свежей выпечки замечал в зонах, где продается хлеб? он тоже там не просто так.

Как самому защититься от прайминга


На самом деле, в прайминге ничего страшного нет. Но если ты совсем против того, чтобы тобой манипулировали, есть вариант — отложи принятие решения на некоторое время и спокойно обдумай покупку.

Рецепт простой, но реально работает.

Подумай, как ты можешь применить прайминг в своём бизнесе. С его помощью ты сможешь продать именно тот товар, который важно продать прямо сейчас.
инструменты
Made on
Tilda